Войти

Что было бы, если бы Россия решила оккупировать страны Балтии

Обзор прессы

Напоминаем, что мнение коллектива runet.lt не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых нами материалов. Что было бы, если бы Россия решила оккупировать страны БалтииGeopolitika «Вадим Воловой: НАТО должно отреагировать быстро, сильно и дружно, иначе страны Балтии могут отойти к России»
(Автор – Вадим Воловой, докторант института международных отношений и политических наук ВУ, «geopolitika.lt», 20 октября 2008 года)


После событий в Грузии в Литве началась дискуссия о том, что было бы, если бы «Россия, которая становится все агрессивнее и в головах у руководителей которой, скорее всего, существует план возврата к границам СССР, вдруг решит оккупировать государства Балтии».


Президент Литвы В.Адамкус ранее в интервью немецкой газете „Sueddeutsche Zeitung“, отметил, что события в Грузии были началом реализации долговременного плана нынешней России, так как лидеры современной России скучают по большой российской или советской империи. Эти планы, по его мнению, связаны, прежде всего, с Крымом, потом – со странами Балтии, а потом – с Южным Кавказом.


«Если сумасшедшие в России задумали бы вторжение в нашу страну, то они заняли бы Литву за несколько минут», - сказал президент Литвы, выражая одновременно надежду на то, что мир выразит противостояние этим намерениям России.


В этом контексте интересно порассуждать о том, а имеет ли Россия в принципе мотивы и готовится ли она к нападению на страны Балтии (претекста долго искать не придется – защита соотечественников, и неважно, что в Литве положение с этим вопросом не такое острое, как в Латвии и Эстонии) и чем все кончится, если такое нападение все же будет иметь место.


Россия начинает?
Говоря о событиях в Грузии, трудно однозначно ответить на вопрос, на самом ли деле Россия давно хотела «привести в порядок» М.Саакашвили или она действовала по необходимости… И это никак не означает, что Россия стремится и готовится таким же образом «привести в порядок» Украину и даже страны Балтии.


Вадим Воловой:
НАТО должно отреагировать быстро, сильно и дружно, иначе страны Балтии могут отойти к России.


Есть основание согласиться с мыслью том, что в Кремле сидят неоимпериалисты, которые скучают по временам величия, и что внешняя политика России в последнее время становится все агрессивнее, но напасть на страны Балтии – это уже нечто иное, чем напасть на Грузию или даже на Украину.


По существу есть несколько причин, почему хотя бы в ближайшем будущем Литва, Латвия и Эстония могут оставаться сравнительно спокойными за свое независимое будущее.


Первое, война – это роскошь для богатых. По подсчетам, война в Грузии России обошлась в 12,5 млрд. рублей. Считается, что для захвата стран Балтии понадобится меньше расходов, так как не будет практически никакого сопротивления, но позже России, скорее всего, придется бороться уже не с «детскими» армиями стран Балтии, а с армией государств НАТО.


Тут вырисовывается вторая и главная причина, почему Россия не станет так уж торопиться нападать на Литву, Латвию и Эстонию: они являются членами ЕС и НАТО.


Суть проста. Нападение России на страны Балтии стало бы прямым вызовом Западной цивилизации. Если страны Запада на это не отреагируют, кроме, как словами «как нехорошо это получилось», то это будет означать конец Западной цивилизации в исторической перспективе.


Короче говоря, с началом серьезного противостояния, шансы на выживание, как у России, так и у Запада, будут равны. Успокаивает и то, что в данное время сама Россия не готова к окончательной схватке с США и Европой.


Но в любом случае тенденции довольно мрачные и ощущение, что в один какой-то день может начаться Третья мировая война, все усиливается. Сегодня это уже не паника, а реальный взгляд на мировое развитие.


Обобщая, можно констатировать, что если Россия решила бы напасть на страны Балтии, то им выпала бы «честь» быть вписанными в историю начала Третьей мировой войны. Но пока, похоже, этот потенциальный инициатор не готов ставить все на карту. Поэтому на какое-то время можно спокойно вздохнуть, но ради интереса надо все же проанализировать аспекты возможной военной битвы за страны Балтии.


Мы ведь не из тех?


Вадим Воловой:
Перед тем, как анализировать ход возможного конфликта, надо сделать несколько стратегических предпосылок.


Первое, война может быть конвенционной. Не будет использоваться даже тактическое ядерное оружие. Второе – предпосылка, связанная с окончательной целью России. Начиная нападение на страны Балтии, она может хотеть: а) захватить только их и остановиться; б) начать войну со всей Европой и ее поработить.


Второй вариант маловероятен, его трудно реализовать: в войне недостаточно будет победить, надо еще все держать под своим контролем. Сегодня даже Америка, более прогрессивная в военном отношении, не может контролировать Ирак. Так куда уж России контролировать Европу.


Так что главная стратегия России, нападение на страны Балтии и упрочение в них, требовала бы их удержать, а достичь этого можно было бы только, нанеся противной стороне неприемлемого ущерба, после которого та согласилась бы начать переговоры о мире, а во время их модно было официально утвердить новый статус quo.
В цели НАТО, скорее всего, тоже не входило дойти до Москвы, а только освободить территории, оккупированные Россией. Соответственно можно надеяться, что конфликт происходил бы в пределах региона без массовых атак России на территории государств Европы и таких же атак НАТО на территории России.


Отдельно надо выделить роль Беларуси. Считается, что ее военные силы не станут участвовать в нападении России, но российская армия в странах Балтии будет защищать общую систему воздушной обороны России и Беларуси.


Другой вопрос, есть ли у НАТО план защиты государств Балтии. Надо надеяться, что, если его еще нет, то скоро он будет разработан. Разговоры об этом уже начались. И сам главнокомандующий сил НАТО в Европе американец John Craddock является инициатором такого плана. Его поддерживают британцы, а французы и немцы (как всегда) смотрят на эту идею скептически.


Остается надеяться, что план защиты стран Балтии будет все же создан.
Другой момент связан с осведомлением и соответствующей практической готовностью НАТО к возможной атаке России против стран Балтии. Конечно, было бы неплохо, если бы хотя бы в одной из стран Балтии была создана военная база НАТО. Однако сомнительно, что это произойдет, так как Европа не хотела бы нервировать этим Россию.

Комментарии (10)

  1. АНДРЕЙ АНДРЕЙ 24 октября 2008 09:37 Ответить
  2. Блин, как хорошо, что я вовремя смылся из этой самой дерьмократичной страны в мире. И чем дальше из европы тем лучше.Исторически Европа всегда место сражения. А мне это надо за идиотов своей жизнью рисковать
    Alex Alex 24 октября 2008 08:10 Ответить
  3. НАШ МАРАЗМАТИК ТОЖЕ ПРИСОЕДИНИЛСЯ К РАЗВЯЗЫВАНИЮ НОВОЙ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ.

    Слон Слон 23 октября 2008 23:25 Ответить
  4. horosho vvalili etomu volovomu v dolerah, jesli takije pesni pojet.. ne nado nikogo zahvatyvat,  vsioravno "pipec" etim stranam prihodit.. poetomu stolko shuma v posledneje vremia.. no
    alexshurman1 alexshurman1 23 октября 2008 23:21 Ответить
  5. России Литва не нужна(опять кормить голодранцев) во всяком случае пока А когда все литовцы переедут в Ирландиюб то Литва без единого выстрела перейдет к ККалиниграду
    /// /// 23 октября 2008 14:58 Ответить
  6. Президент Литвы В.Адамкус ..... ехал бы ты к себе в штаты!!! ты реально не дружиш со своей головой!!!!! не надоело быть марионеткой??
    АНДРЕЙ АНДРЕЙ 23 октября 2008 11:26 Ответить
  7. Согласен с предыдущими высказываниями. Наверное пора этих политико и аналитиков призывать к ответу. Это уже не просто параноя, а дейсвия, за которые можно требовать привлечения к ответственности.
     Хочу сказать, что в Литве далеко не все такие идиоты, но процессы идиотизации населения вызывают тревогу. Мы  постепенно превращаемя в одноклеточных, живущих лишь благодаря инстинктам. Если враг, то он на Востоке. Если ценности, то только деньги. Если мнение, то только одно.
    Владас Владас 23 октября 2008 10:53 Ответить
  8. полное отсутствие политологической мысли. Россия не может совершить того. чем тут пугают, потому что отсутствуют как минимум две причины, каковые присутствовали в Грузии. 1. Грузия не в НАТО, а Литва в НАТо. 2.Народы Абхазии и ЮО жаждут быть с Росссией, а Литва нет. Можно перечислять и другние причины, но и эитих хватает. Не институт, а сборище русофобов.
    ну и ну ну и ну 23 октября 2008 10:05 Ответить
  9. может кто-то знает хороших психиатров, кажется у авторов-аналитиков параноя в последней стадии, пока они не стали прыгать из своих офисов с криками " русские идут"---срочно лечить
    M.d. M.d. 23 октября 2008 09:55 Ответить
  10. По-моему это не институт международных отношений и полит. наук, а какой-то конвеер по производству мальчиков-русофобов, при том весьма мелкого пошива.
    Janeon Janeon 23 октября 2008 09:34 Ответить
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Навигация