Войти

Что мешает России поставить точку на Кавказе?

Обзор прессы

Что мешает России поставить точку на Кавказе? Предлагаем вашему вниманию статью из издания "Geopolitika". Напоминаем, что мнение коллектива портала Runet.lt не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых нами статей. Ждем ваших комментариев...
"Geopolitika" «Поход на Тбилиси: и хочется, и колется...»
(Автор - Йонас Мотеюнас, "Geopolitika", Литва, 23 июня 2009 года)


Вопрос на засыпку: может ли Россия позволить себе еще одну войну с Грузией? Кремль уже не раз заявлял, что президент М.Саакашвили должен уйти. Добровольно. Правда, отстранить его с помощью силы несложно: русские танки стоят всего в 40 километрах от Тбилиси. От Грузии уже откололись Южная Осетия и Абхазия, объявившие независимость, и трудно представить себе, что Грузии в обозримом будущем удастся вернуть эти территории...


Аргументы, позволяющие предположить возможность войны с Грузией, есть. Как, впрочем, и аргументы обратного свойства. У границы с Грузией в конце июня пройдут маневры российских войск. Кремль настаивает, чтобы их не рассматривали как подготовку к будущим военным действиям. Похожие слова звучали и в прошлом году, перед началом августовской войны с Грузией. Сегодня как российский генералитет, так и СМИ, при случае упирают на то, что за год грузинская армия столь укрепилась, что стала угрозой для Южной Осетии, Абхазии и даже для самой России. Это не так: Грузия практически не получила обещанной военной помощи от США. А за утверждениями российских военных скрывается жгучее желание "освободить" Тбилиси, заменить М.Саакашвили "удобным" ставленником.


Россию подталкивают к походу на Тбилиси ее стратегические интересы. Главное: сохранить монополию на поставку нефти и газа в страны Евросоюза. Кремль не заинтересован ни в каких альтернативных нефтепроводах и газопроводах. Между тем, Грузия могла бы стать территорией транзита нефти и газа (из Азербайджана и других, более удаленных источников). Это важнейшая причина, по которой Москва не может смириться с грузинской независимостью.


И это долгосрочные интересы, от которых Кремль не откажется. Вряд ли Россия заинтересована в оккупации Грузии - России просто нужно зависимое государство-сателлит. Почему бы не использовать в своих целях протесты оппозиции, главное требование которой - уход M. Саакашвили? Не будем забывать, что многие из протестующих на митингах еще недавно состояли в президентской команде, имели возможность осуществлять перемены, но этого не сделали. Народ Грузии, как свидетельствуют опросы, устал от нескончаемых кризисов и политических склок. Эти настроения, пусть и не очень напоминающие революционные, тоже можно было бы использовать. Однако Кремль не прибегает к такой возможности.


Что мешает России поставить точку на Кавказе, подмять под себя Грузию? Северокавказский регион - как мина замедленного действия (которую заложил еще В. Путин во времена своего президентства). Политическая, социальная да и военная ситуация крайне нестабильна. Неспокойно в Дагестане и Ингушетии, что вызывает озабоченность Кремля. Словом, достаточно проблем, которые Россия могла бы решать силовыми методами.


Основная причина, удерживающая от смены власти в Грузии со стороны - в том, что Россия не знает (а точнее - почти знает), как поведет себя Запад. Нетрудно предугадать реакцию президента Б. Обамы: еще одна инвазия России в соседнюю страну ударила бы по российско-американским отношениям. Ухудшились бы и отношения с ЕС, НАТО, причем еще более значительно, чем это было после прошлогодней российско-грузинской войны. Кто именно тогда спровоцировал и кто начал военные действия - Россия или Грузия - спорят до сих пор. А вот в случае похода на Тбилиси сегодня-завтра, если таковой состоится, сомнений ни у кого не будет. Только на сей раз отношения с Западом разладились бы уже не на полгода, а на десяток лет. Этого Россия не может себе позволить, ведь она экономически не менее заинтересована в Западе, нежели Запад зависим от российских энергоресурсов.


Сказать наверняка, будет ли еще одна российско-грузинская война, невозможно. В развитии ситуации важную роль могут сыграть не только стратегические интересы сторон (особенно - России), настрой международной общественности, но и волюнтаристские решения политиков, эмоциональный посыл и даже случай.

Комментарии (12)

  1. Специально для БАБ-КЕТ
    Вернись, я все прощщщу!

    Мадам, спасибо за замечание...Извиняюсь. "Все имена и события в этом фильме вымышленные...  и все совпадения случайны..."
    Поясняю, для "блондинок" -это метафора, блин, такая...
    И никого конкретно я не оскорбил, а вот ваш протеже VASSA  конкретно называет статью, подписанную автором "тупой", а самого автора "никудыЩним политологом". 
    Фуй, как не интеллиХентно...
    rextrex rextrex 7 июля 2009 01:14 Ответить
  2. Только на сей раз отношения с Западом разладились бы уже не на полгода, а на десяток лет. Этого Россия не может себе позволить, ведь она экономически не менее заинтересована в Западе, нежели Запад зависим от российских энергоресурсов.

    Этим все сказано. НЕВЫГОДНО  россии ссориться с западом.
    Virginia Virginia 5 июля 2009 19:50 Ответить
  3. Что случилось с порталом ?Долгое врея наблюдая.за комментаторами,заметила,что многие , компетентные люди,перестали писатьКомментарии тогда были без ругани ,оскорблений друг друга .Отстаивали свою точку зрения интеллигентно.Сейчас комментаторы пытаются не фактами доказать свою правоту,а просто оскорбляют оппонентов.Сегодня тут сравнительно очень спокойно.Но REX-TREX возражая  VASSA пишет:еолько  МАЛОХОЛЬНЫЕ ИДИОТЫ....Извините ,но в такой компании быть не хочется
    babket babket 1 июля 2009 21:22 Ответить
  4. Цитата: zvirblis
    Россия воспользовалась предоставленной ей Саакашвили возможностью по умному.И воспользуется ещё не раз,когда тупые политики дадут шанс.Запад проглотит даже двухдневную оккупацию Эстонии,когда политики Эстонии дадут России шанс это сделать


    Детский сад.  Вы что российских политиков за полных дураков держите.
    Jenlu Jenlu 27 июня 2009 23:02 Ответить
  5. В нищей Грузии, сравнимой по площади и населению с Литвой, сотни танков, десятки боевых самолетов и море всячески другого оружия.
     Армия до 50 000 чел. Министр обороны - гражданин Израиля.
    Любой, немного умеющий читать и считать сделает вывод сам....
    Несчастная Грузия.
    Ее вина всегда была и есть -  это ее географическое положение.

    pieza pieza 26 июня 2009 13:09 Ответить
  6. Автор не знает и не хочет знать, что делается на Кавказе. В 1960х в Батуми грузин (картвел) было около 30%, а сейчас больше 75%. Куда делись аджарцы? Если Грузия еще раз начнет войну, то она рискует остаться без выхода к Черному морю, причем Батум станет не российским, а турецким городом. Только нажим США остановил Анкару от ввода туда войск в августе 2008.

    GJDF GJDF 26 июня 2009 10:07 Ответить
  7. Статья действительно тупая.Ставить вопрос о нападении на Грузию не правильно.Россия воспользовалась предоставленной ей Саакашвили возможностью по умному.И воспользуется ещё не раз,когда тупые политики дадут шанс.Запад проглотит даже двухдневную оккупацию Эстонии,когда политики Эстонии дадут России шанс это сделать.Покричат как с Грузией и всё на этом успокоится.Иметь на своих границах урода типа Саакашвили в предверии Сочинской Олимпиады было бы просто глупостью.Шанс был и Россия им не пренебрегла.С чем я и согласен.
    zvirblis zvirblis 25 июня 2009 15:43 Ответить
  8. Если в августе Россия применила нейтроную бомбу-как советовал Жириновский,то не былобы не захода кораблей НАТО не совместных манёвров непустых базаров.США применили атомное оружие 2 раза и все помнят и уважают надо счёт подровнять! и начать разоружаться всем на парететных началах.
    boltun boltun 25 июня 2009 13:26 Ответить
  9. Цитата: Эльвира Поздняя
    Независимость Косово западные страны признали только под нажимом США потому, что они члены НАТО. Их даже не смущало то, что американцы сбрасывали туда бомбы с ураном. США имели там свой "интерес". Это агрессия.


    Ну будет ахинею сочинять

    Цитата: Vassa
    хотя Запад давным-давно признал, что первой начала Грузия.

    Когда это Грузия нападала на Россию?  Вот российcкие танки грузинскую территорию утюжили. Весь мир  в прямой трансяции любовался.
    Jenlu Jenlu 25 июня 2009 02:10 Ответить
  10. Никогда западные страны не признавали и не признают независимость захваченных Россией территорий.

    Вы правы. Независимость Косово западные страны признали только под нажимом США потому, что они члены НАТО. Их даже не смущало то, что американцы сбрасывали туда бомбы с ураном. США имели там свой "интерес". Это агрессия.

    Россия  же на Грузию бомбы не сбрасывала. Это не агрессия со стороны России. Но она на Кавказе тоже имеет свой "интерес". Поэтому ей плевать, признает ли Запад независимость этих государственных новообразований. Дело сделано. А Грузия пусть сама решает свои внутренние вопросы. И опять-таки, мы с вами не знаем, кто поддерживает там оппозицию.   

  11. "Не виноватая я! Он сам пришел!"

    Спорить о том кто начал войну на Кавказе могут только малохольные идиоты и ура-патриоты.
    Россия ввела в другую страну свои войска с целью вмешаться во внутренние дела суверенной Грузии и захватита территории.
    На любом языке это называется агрессия. 
    Это один из целого ряда исторических примеров, где сначала Россия, потом СССР, потом снова Россия демонстрируют свой велекодержавный подход.
    Позорная агрессия против Грузии - это "урок" который преподала Россия всем кто смеет не быть ее сателлитом. На самом деле России глубого безразлична судьба южных осетин и абхазов.
    А комментаторам вроде "Vassa "  не стоит выдавать желаемое за действительное. Россия ввела свои войска в Грузию. А не наоборот. 
    Никогда западные страны не признавали и не признают независимость захваченных Россией территорий.
     



    rextrex rextrex 25 июня 2009 00:03 Ответить
  12. Тупая статья и никудыщный политолог, написавший её. Ничего нового не сказано. Явные ошибки. он пишет, что
    Кто именно тогда спровоцировал и кто начал военные действия - Россия или Грузия - спорят до сих пор.


    хотя Запад давным-давно признал, что первой начала Грузия.
    Сказать наверняка, будет ли еще одна российско-грузинская война, невозможно.

    Тут автор как бы прав. но он исходит исключительно из того, что войну начнёт именно Россия, а это нонсенс !
    Vassa Vassa 24 июня 2009 21:09 Ответить
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Навигация