Войти

Литву отговаривают просить за ИАЭС

Обзор прессы

Литву отговаривают просить за ИАЭС «Lietuvos rytas» «Пустое клянченье портит имидж государства»
(Автор – Эдита Урмонайте, корреспондент «LR» в Париже и Брюсселе, 15 октября 2008 года)


Зарубежные эксперты наблюдают за тем, почему Литва особо не волнуется по поводу строительства электромостов в Швецию и Польшу.


Литва, которая не готова к закрытию Игналинской атомной электростанции и просит продлить ее работу, тем самым портит свою репутацию. В этом уверен европейский специалист по энергетике француз Клод Мондиль.


На встрече глав государств и правительств стран Евросоюза в Брюсселе, Вильнюс намерен продолжать настаивать на продлении работы Игналинской атомной станции (ИАЭС) после 2009 года и будет искать способы, каким образом обеспечить энергетическую безопасность страны после этого периода.


Бывший директор Международного агентства по энергетике К.Мондиль сказал в интервью газете «Lietuvos rytas», что понимает тяжелое положение Литвы, которое может возникнуть после закрытия ИАЭС, но не рекомендует продолжать переговоры насчет продления ее работы. По его мнению, Литва недостаточным образом оценивает вес и значение отрицательного мнения общественности стран ЕС и ошибается, надеясь на большую помощь от Евросоюза, где в настоящее время председательствует Франция.


Хотя К.Мондиль находится в настоящее время на пенсии, но к мнению этого известного специалиста в сфере энергетики в Европе очень прислушиваются. В апреле К.Мондиль представил премьеру Франции Франсуа Филону отчет об энергетической безопасности ЕС. Рекомендациями именно этого документа отчасти руководствуется нынешний председатель в ЕС Франция и разрабатывает свои предложения относительно энергетической безопасности Еврокомиссия.


- В своем отчете об энергетической безопасности вы подчеркиваете, что Литва не подготовилась в должной мере к последствиям закрытия ИАЭС. А что конкретно она могла сделать, начиная с 2003 года, когда были приняты обязательства по закрытию ИАЭС?


- За пять лет можно было построить тепловую электростанцию, заменяющую ИАЭС, а также соединиться электромостами со Швецией и Польшей. Я не говорю, что это так легко сделать. Но у меня возникает впечатление, что правительство вашей страны не предприняло никаких решительных мер для реализации этих проектов. Поэтому Литва оказалась в ситуации, которую можно назвать очень и очень тяжелой. Очень тяжелой.
Я на самом деле не вижу, как Литва могла бы несколько лет после закрытия ИАЭС обходиться без импорта электричества из России. Вам это не нравится, и это можно понять.


- Большой ли будет риск для Литвы, когда после закрытия Игналинской атомной электростанции 45 процентов производства электроэнергии будет зависеть от российского газа?


- Если Россия плохо себя ведет, я к ней действительно не чувствую никакого снисхождения. Надо делать все, чтобы Европа имела как можно больше разных источников по поставкам и производству электроэнергии. Для стран Балтии или Польши это особенно актуально.


Но надо признать, что до сих пор поставки газа из России в ЕС абсолютно подчинялись законам свободного рынка. Когда за газ приходилось платить по рыночным ценам, он всегда поставлялся. Поставки газа в Европу не прекращались даже в такой трудный период для России, как развал Советского Союза.


Возможно Литве придется дороже платить за электричество. Но не думаю, что надо слишком опасаться того, что будут вообще прекращены поставки. Хотя, конечно, должны быть разные источники энергии. Нет никакого сомнения, что необходимо как можно быстрее проложить электромост с Польшей. Литовцы уверяют, что они очень заинтересованы в этом, а, мол, поляки не хотят. А поляки утверждают, что они заинтересованы, но литовцы не принимают мер. Я предложил правительству Франции, чтобы президент Николя Саркози пригласил президентов Польши и Франции и сказал им: «Хватит разговоров».


- Не говорит ли вам «поломка» нефтепровода «Дружба» о том, что поставки из России подчиняются не только законам свободного рынка и что россияне используют энергетику для политического давления?


- Я согласен с тем, что это совершенно неприемлемо. Совершенно. Во время своего визита в Россию я сказал им, что если бы «Дружба» была отремонтирована и запущена, то это было бы сигналом, что россияне – серьезные партнеры. Они пообещали сделать это.


- Пообещали, но не ремонтируют. Почему, как вы думаете?


- Россия хотела наказать Литву за то, что «Мажейкю нафта» была продана польскому концерну „PKN Orlen“. Я не говорю, что россияне такие уж невинные ягнята. Поэтому я и повторяю, что надо предпринимать меры для того, чтобы обеспечить как можно меньшую зависимость от России. Надо думать о газовом терминале метана, где возможно газ заменять атомной электроэнергией и принимать также другие меры.


- Что должна делать Европа для того, чтобы включить «энергетический остров» Балтии в европейские сети?


- Если вы построите новую атомную электростанцию, если проложите электромосты в Швецию и Польшу, то островом вы не будете. Может даже станете зоной, экспортирующей электроэнергию, – как делали это ранее с Игналинской атомной электростанцией для тогдашнего Советского Союза.


Думаю, что надо не забывать и о Калининградской области. Было бы довольно глупо рассуждать о поставках энергии в этой зоне и не иметь в виду Калининград. Россияне обещают там построить атомную электростанцию. Мне это кажется странным. Но поговорим еще с ними, может они и будут строить. Какое соединение они планируют? Если строить, то думаю, что россияне действительно были бы заинтересованы в экспорте электричества в страны Балтии и Польшу.


- Вы в своем отчете критикуете ЕС, который склонен читать проповеди в отношении России. Вы действительно думаете, что отношения ЕС с Россией следовало бы сделать более спокойными?


- Да, это так. Прежде всего, государствам Европы следовало бы стать менее зависимыми от России и меньше волноваться по поводу этой зависимости. Во-вторых, надо сесть с россиянами за стол переговоров, поскольку мы зависим один от другого.


Я предлагаю в своем отчете, чтобы Европа перестала быть агрессивной с Россией по разным безнадежным вопросам. Мы можем быть недовольными действиями России, но мы не можем России – независимому государству – говорить, как она должна вести порядок, хозяйничать в своей стране.


Я прекрасно понимаю, что может создаться впечатление, что я слишком снисходителен к России. Нет, это не так. Но я уверен, что на международных переговорах время от времени необходимо ставить себя на место другого и стараться понять его позицию. Россияне ощущают много разных обид в отношении Европы, и часть из них совсем не безосновательна.


- А не следовало бы работу ИАЭС продлить до тез пор, пока Литва не проведет хоть один электромост на Запад?


- Я очень хорошо понимаю, что литовцы хотели бы это. Когда я был в Вильнюсе, мне говорили об этом на всех уровнях и в разных тональностях. Я хорошо понимаю все ваши аргументы. Но я не советовал бы вам требовать продлить работу ИАЭС по нескольким причинам.


Прежде всего, решение о закрытии ИАЭС записано в ваш Договор о вступлении в ЕС. Мне кажется, что страна, которая, спустя пять лет после подписания Договора о вступлении, просит его пересмотреть (а именно это Литва по сути дела и просит), выглядит не очень хорошо. Это не хорошо для международного имиджа Литвы, как ответственного государства.


Во-вторых, мне кажется, что литовцы при обсуждении не придают столь важного значения мнению огромного европейского сообщества.


На ИАЭС работает реактор РБМК. Она является не просто обычной советской атомной электростанцией, а электростанцией чернобыльского типа. Литовцы мне все говорят, что ИАЭС была усовершенствована. Да, но игналинский реактор все равно остается реактором типа РБМК, и из-за общественного мнения правительство ЕС будет действительно по этому вопросу настроено отрицательно.


Представители литовских властей говорили мне, что они надеются на большую помощь со стороны Франции, так как она является большим атомным государством. Я вынужден не согласиться с ними. Франция – последняя страна, которая может Литве помочь. Именно потому, что 75 процентов ее электроэнергии изготавливается атомным путем. Если и есть одна из стран ЕС, которая на самом деле не может рисковать общественным мнение по поводу использования атома, так это и есть Франция.


- А как вы посоветуете выживать Литве после 2009 года до тех пор, пока она не построит энергомосты и атомную электростанцию?


- У вас в запасе еще более года. Нужно очень серьезно браться за все альтернативные энергопроекты и, прежде всего, – за электромосты. Ведь за год вы их не проведете. Это значит, что придется два или три года покупать электричество у России. Мне кажется, что было бы очень важно заручиться гарантией, насколько это возможно, коммерческого договора с Россией.


Надо было бы, чтобы между собой обсуждали этот вопрос и договаривались не президенты Литвы и Польши, а предприниматели этих стран. Я не говорю, что ситуация очень удовлетворительная. Но мне кажется, что если Литовское правительство и впредь будет настойчиво требовать продления работы ИАЭС, то на страны Европы это произведет очень плохое впечатление. Другие страны ЕС несомненно спросят вас в этом случае: «А что вы делали эти пять лет для того, чтобы выполнить принятые на себя обязательства?»


Конечно, легко говорить об ответственности, когда самого тебя это не касается, глядя со стороны. Может, это и не правильно. Но объективно именно так другие страны Евросоюза и смотрят на Литву: «Вы знали, что в 2002 году подписывали, что обязались сделать. У вас было пять лет для того, чтобы подготовиться к закрытию и к последствиям закрытия ИАЭС и за это время вы ничего не сделали».


- Значит, прося продлить работу Игналинской АЭС, Литва только зря тратит время и портит при этом свою репутацию?


- То, что зря тратит свое время, я не могу сказать. Я не знаю, какое решение примут, в конце концов, руководители ЕС. Но свою репутацию Литва точно портит.

Евросоюз может помочь Литве договориться с Польшей по поводу электромоста, может поддержать финансово, помочь поскорее построить новую АЭС, развить современное агентство по атомной безопасности и во многих других работах. Но европейская солидарность не означает, что страны ЕС закроют глаза и позволят продлевать работу Игналинской атомной электростанции.


Такое решение означало бы не солидарность, а определенную слепоту и отрицание международных договоров.

Комментарии (10)

  1. С аргументами Клода  Мондиля согласен почти полностью. Руководители Литвы действительно ни о чем не думали, когда брали на себя обязательства досрочного закрытии  ИАС и ничего не делали, чтобы обеспечить Литву необходимой электроэнергией после ее закрытия. Думать и делать тяжело, а болтать легко.
    Многолетняя болтовня литовских политиков всех мастей об  "энергетической зависимости от России" тоже уже надоела. Что,  Россия требует от Литвы за газ более высокую цену, чем от других стран ЕС?  Что,  норвежский газ дешевле российского?  Что мешает Литве покупать нефть у других поствщиков, если российские условия их не устраивают? А разве Россия в свое время не предлагала строительство газопровода в Западную Европу через территорию Литвы? 
    Чего литовские политики добивались? Безвизового въезда в США? Получили эту награду, ну и что? Жизнь в Литве стала лучше?

    Aleksandr_30 Aleksandr_30 20 октября 2008 09:37 Ответить
  2. Игналинская АЭС строилась в советские времена для целого региона,а не для одной Литвы.Поэтому станция относилась к объектам союзного значения и подчинялась напрямую союзному министерству в Москве,а не литовскому правительству.
    У литовской экономики просто отсутствует опыт построения промышленного объекта такого крупного масштаба.В этом нет ничего обидного и унизительного.
    Но начинать все равно надо.
    Литве нужна и своя АЭС, и общая линия ЛЭП с Польшей,и подводный энергетический кабель в Швецию.Нужны и альтернативные источники: ветряные электростанции,солнечные преобразователи и т.д.Чем больше будет вариантов выработки/поставки электроэнергии,тем лучше. Если пустить все на самотек,то может оказаться, что компьютеры не к чему будет подключать.
    Отношения с Россией тоже нужны.
    Российской стороне можно пожелать умерить свои политические амбиции и больше уделять внимания экономике и социальным вопросам,особенно в международном сообществе.
    Oleg Oleg 19 октября 2008 12:49 Ответить
  3. Всем ясно,что из себя представляет наша правящая элита.
    Думали,что будут так все безотказно получать от Евросоюза
    как от СССР.Не выходит.Здесь взятки не работают,деньги дают,
    но потом их уменьшат,отчет потребуют.Уже мы стали страной
    донаром:свои сельские школы закрываем,а в Африку на школы
    деньги давай(по данным наших СМИ).Конечно,все наши избранники
    ,за редким исключением,обеспечивают себя.Поэтому создано ЛЕО,
    не упорядочили цены на отопление,хоть могли.А теперь с нас,
    необоснованно,будут драть за электричество втридорого.А
    нефть сильно подешевела,значит и газ дешевеет,но на ценах
     это не отразится.На РУНКЕЛЯЙ,что СТАРОМУ ,что НОВОМУ 
    СЕЙМУ и ПРАВИТЕЛЬСТВУ НАПЛЕВАТЬ.За 5 лет ничего не делали.

     

    babket babket 19 октября 2008 10:23 Ответить
  4. nafiga komu lomat golovu nad vsiakimi "elektromostami", jesli te,  kto u vlasti, tolko i dumajut kak nabit svoji karmany.. da do lampocki im vsem cto i kak budet s litvoj, pri slucaje soberut cemodany i svaliat otsiuda.. no
    alexshurman1 alexshurman1 18 октября 2008 20:12 Ответить
  5. Рулевые Литвы добиваются единственной цели - обоснования многократного повышения тарифа на электроэнергию, в удоду своим спонсорам. Зачем строить мосты с Польшей и Швецией, у которых самих не хватает элетроэнергии. История с использованием гидроаккумяровной станции не выдерживает критики, так как пиковые нагрузки у нас  единовременные. А вот методика рассчета допустимой прибыли толкает энергетиков на необоснованное увеличение основных средств, к которым отнесут никому не нужные мосты.
    BorodaQ BorodaQ 17 октября 2008 22:07 Ответить
  6. Когда у тебя за спинои около 30 атомных электростанции и когда перед гглазами суетятся потенциальные покупатели ( только что отрезавшие сами себе яица ) ничего кроме заботы об их имидже на ум не приходит!!!
    badas badas 17 октября 2008 16:05 Ответить
  7. Ну ребята.. Не до такой же степени нужно быть наглыми. Обычно, когда мне плюют на улице в лицо, я бью в морду без объяснений. Поэтому когда Литва, срёт на голову и на всё остальное Российское, необходимо понимать, что будете получать в ответ и с гораздо большими последствиями, т.к. возможности России "немного" больше - согласитесь??

    Другие страны ЕС несомненно спросят вас в этом случае: «А что вы делали эти пять лет для того, чтобы выполнить принятые на себя обязательства?» - Согласен. Обязательно спроят!!! И уже наступает ссудный день, когда Литва, как государство - точно исчернет, либо станет более разумным, я имею ввиду население. Все последние пять лет - верхушка, кроме дрязг, разборок и клеветничества с доносами, ничем не занималась. Строила байки об угрозах, о КГБ, об агетнах, тольне ничего, вообще ничего не было сделано в преодолении кризисных ситуаций и прежде всего в энергетике. Из этого следует, что и президент и вся верхушка - полностью виновны в развале и несостоятельности государства. А это уже трагедия для всего народа!!
    Американский наследник Американский наследник 17 октября 2008 13:24 Ответить
  8. Мало того, что один сверх пенсионер страной правит, так у другого пенсионера совета просят.

    ЛЮ-Ю-Ю-ЮДИ НА ДВОРЕ 21 ВЕК И ЖИТЬ НАДО ПО НОВОМУ, А НЕ ПО ПРИНЦИПАМ СЕРЕДИНЫ ПРОШЛОГО ВЕКА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Слон Слон 17 октября 2008 11:01 Ответить
  9. ..В Европе сидят не дураки,а здесь привыкли  или думают ,что за них все сделает Дядя,Но не получаеться,А получаеться то, по своей же вине ,Мы сами садимся в лужу.....Денежек то лишних не выделят,как многие надеялись,,,,,,.Может только дядя Сэм иЗ Америки,,,,
    Esaul Esaul 17 октября 2008 06:38 Ответить
  10. Действительно все в Евросоюзе поняли что Литва могла заранее подготовиться.
    Не получиться вечно клянчить деньги.
    Привет Привет 17 октября 2008 06:10 Ответить
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Навигация