Войти

Реальна ли угроза странам Балтии со стороны России?

Обзор прессы

Реальна ли угроза странам Балтии со стороны России? “Lietuvos rytas”, интернет-сайт «Р.Тримакас: «Российские власти проводят византийскую политику»


(Автор – Томас Вайсета, lrytas.lt, 27 декабря 2007 года)
Информация, поступающая из России, создает видимость политических перемен, но о настоящем положении дел знает лишь верхушка власти, которая все больше сосредотачивает власть в своих руках.
И все-таки сходство поведения президента России Владимира Путина и его окружения с поведением властей Советского Союза вызывает беспокойство, - говорит преподаватель кафедры политических наук факультета стратегического управления и политики Университета им. Миколаса Ромериса, историк Рамунас Тримакас.
«Фактически проводится византийская политика – одно говорится, другое делается, а что у них в головах – никогда не раскроют. Происходят трения в кругах, близких к руководителю, принимаются решения. Говорить о каком-то воздействии со стороны было бы смешно. А всякие выборы и назначения – это игры византийского двора», - сказал в интервью lrytas.lt Р.Тримакас.


* * *


- Одна из эстонских газет ставит недавние выборы в Госдуму Россиив один ряд с ситуацией в Германии в 1933 году, когда к власти демократическим путем пришел Адольф Гитлер. Усматриваете ли вы в этом какие-то исторические параллели?


- Можем ли мы ставить знак равенства? Я бы не торопился делать выводы. А.Гитлер в тот период времени не контролировал административные ресурсы и не организовывал контролируемые, как это было в России, выборы. А вот реваншистская риторика схожа.


- Могут ли события в России складываться по схожему сценарию?
- Я – не пророк. Для того чтобы делать какие-то выводы, надо располагать информацией. Иначе можно многое нафантазировать. Я не знаю, как происходит кремлевская подковерная борьба. Только очень ограниченный круг специалистов в сфере политических наук представляют себе, что там делается. Это политтехнологи, обслуживающие Кремль, и они точно уж не сообщат о настоящем положении вещей.


- А нельзя делать выводы на основе того, что известно общественности: Дмитрий Медведев благословлен на место преемника Владимира Путина, в знак благодарности он предложил В.Путину занять пост премьера и В.Путин согласился…


- Это шоу, предназначенное для общественности. И не будем торопиться делать из этого выводы. Если говорить на «блатном» (воровском) жаргоне, который так любит глава соседнего государства, то сейчас разыгрывается «лохатрон» или «разводят лохов» (то есть одурачивание).


То, что сейчас происходит за закрытыми дверями, и то, как делят сферы влияния группировки – так называемые псевдолибералы с представителями силовых структур – информация об этом не просачивается в общество. А кому это можно сделать, то есть спустить намеренно информацию, тот является одним из составных элементов информационной войны.


В каком-то смысле это похоже на “Cosa Nostra” – все должно оставаться между своими. Ведь в российском руководстве преобладают представители спецслужб, а они знают правила игры.


Назначение Д.Медведева также может быть только одним из элементов игры – его назначили преемником, его могут и «снять». Некоторые западные обозреватели считали, да и в самой России уже пару лет назад поговаривали, что преемником будет назначен не Сергей Иванов, а Дмитрий Медведев. Предположения части экспертов подтвердились. Но дойдет ли он до финишной прямой, этого мы не можем сказать твердо.


Ведь фактически проводится византийская политика – одно говорится, другое делается, а что в их головах – они никогда не раскроют. Происходят трения в кругах, близких к руководителю, принимаются решения. Говорить о каком-то воздействии со стороны, например, со стороны «широкой российской общественности», было бы смешно. «Широкая общественность» это лишь электорат избираемого – как велят, так и проголосуют, по крайней мере, большинство. А всякие там выборы и назначения или демарши во внутренней политике – это всего лишь игры византийского двора.


Например, выход из Договора по обычным вооруженным силам в Европе (ДОВСЕ) имеет двойственное предназначение. Прежде всего, он предназначен для внутренней аудитории, то есть надо показать своим людям твердость власти, которая не собирается уступать. Потому что, хочешь или не хочешь, но надо своим плебеям показать силу, только так они будут уважать власть.


Разного рода ритуалы демонстрация силы В.Путина, особенно во время встреч с западными журналистами, когда порой используется и криминальный жаргон, доказывают собственному народу, что он свой, но в то же время, он из элиты, что он здесь командир, «авторитет». С другой стороны, хотя и раздаются публичные пощечины представителям Запада, но разве им от этого стало хуже? Они помалкивают, не хотят ссориться. А авторитет власти и почет в России растут.


- Тогда, может, надо подтвердить историческую формулировку, которая гласит, что Россией должна править твердая рука: цари, диктаторы компартии, вот, может, только Б.Ельцин стал своего рода «недоразумением», но В.Путин все вернул на старые рельсы.


- Поэтому они себя и называют Третьим Римом. А кто был Вторым? Византийская империя. Кое-кто добавил бы – плюс Золотая Орда. Думаю, что с точки зрения цивилизации по сути дела так и есть.


- Так, может, для России иметь вождя с жесткой рукой просто естественно, может быть, в этой стране невозможен другой политический режим?

- Сам этот вопрос звучит как желание услышать рецепт. Но раздавать рецепты я не имею права, в конце концов, есть ведь люди поумнее меня.
Что лучше для России, должны решать сами жители России. Лезть с советами, а тем более вмешиваться, нет необходимости. Ведь соседи обычно придерживаются такой политики, по крайней мере, на Европейском континенте. А проблемы начинаются, когда само российское руководство начинает придираться, высказывать претензии к соседним государствам. И это постоянно повторяется.


Конечно, можно свести наличие всех бед к тому, что эта страна имеет огромную по масштабам территорию и огромное население – как справиться со всем этим, чтобы не развалилось? При этом вопросе сразу возникает мысль, что возможно это лишь при правлении твердой рукой. В России всегда было и есть много авторов, которые обосновывают это утверждение и говорят, что без жесткого руководителя и своего уникального российского пути к цивилизации страна не имеет будущего. Но есть и другое мнение. Некоторые специалисты утверждают, что Россия является последней колониальной империей: и если она избавится от своих колониальных реликтов, начнет жить как государство без колониальных придатков, тогда все встанет на свои места.


- Здесь, видимо, можно вспомнить и такое понятие, как «суверенная демократия», которое также используется для объяснения «уникальности» правления России.


- «Суверенная демократия» - явление того же калибра, что и «социалистическая демократия» «товарища» Иосифа Сталина. Российские правители имеют две проблемы: как совладать с народом и территорией и общаться с ненавистным им Западом. На последнее смотрят очень прагматично. В этом нет ничего нового. Владимир Ульянов-Ленин цинично называл западников, сотрудничавших с Советским Союзом, «полезные нам идиоты». Большевики в обмен на сырье для Запада получали военные технологии. Во времена царя было то же самое. Вы думаете, в царской России очень любили Запад?


Тогда также говорили об уникальном пути цивилизации, о Богом избранной русской нации (по-русски это звучит как «народ богоносец»), который избран для осуществления исключительной миссии на Земле, а Запад является препятствием для этого. Но в то же время шло сотрудничество. Вот хрестоматийный пример – сотрудничество России с Германией еще перед Первой мировой войной. А когда началась война, что было? Пушки, отлитые на заводах Круппа, громили германские военные позиции.


- Означают ли эти параллели в сходстве современной России с Советским Союзом, что цели у нынешней власти те же – диктатура и даже тоталитарная система?


- Что у них в голове, сказать могут только они сами. Но сходство на самом деле нехорошее. Последовательно проводимые контрреформы просматриваются в каждой области жизни. Например, отчуждение частного капитала, прикрывающееся государственными интересами, или, скажем, «охота на ученых-вредителей» и заключение их на долгие годы после обвинения в шпионаже в пользу зарубежных государств. Одним из множества примеров может быть также названо упомянутое выше сотрудничество с Германией. Сотрудничество имело место перед Первой мировой войной, сотрудничество продолжалось и до Второй мировой войны.


Например, в 1922 году был подписан так называемый Договор Рапаласа. Проигравшей и униженной Германии нужны были рынки, она старалась выйти из изоляции, беспокоилась о том, чтобы ее военная мощь не была совершенно уничтожена. А кто создал военную промышленность России? Именно по этому договору немецкие специалисты создали российские артиллерийские системы и сильные авиационные базы, тренировали будущих пилотов Советского Союза, помогали создавать заводы по производству танков и школы для танкистов (н-р, в Казани), упоминавшийся уже Круп строил заводы в Средней Азии. И чем все кончилось? Второй мировой войной. Исследования, проведенные историками, показывают, что А.Гитлера поднял к власти и поддержал его режим Советский Союз. Он также подкармливал природными ресурсами и деньгами нацистский режим. А сейчас в России звучат обвинения, что А.Гитлера взрастил Запад и натравил его на Советский Союз.
Конечно, в ту пору шли геополитические игры, каждая страна имела свои интересы. Святых здесь найти трудно. Но выкормить монстра и освободить его из оков, а после этого заявлять, что виновны сами соседи… Стоит ли это комментировать?


Хороший пример из нашего времени – бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Еще в 2003 году было договорено о принципе обмена – Германии предоставляется энергосырье, а она помогает России развивать высокие технологии. Г.Шредер стал гарантом договора. Были подписаны соглашения о том, что будут создаваться своего рода «технологические мегаполисы», в которых немецкие концерны помогут развивать прогрессивные технологии, прежде всего, информационные и нанотехнологии. Все вроде бы хорошо, пусть сотрудничают. Но когда вспомнишь историю последних двух столетий… Конечно, мы можем надеяться на то, что история не повторяется.


- Но ведь сама Россия обвиняет Запад и особенно США в том, что возникает угроза ее военным проектам.


- Это одно из основных свойств: если политическое руководство России начинает громко говорить о каких-то грехах, то это может означать лишь одно – она старается собственные грехи переместить на других.
Например, Россия создала, наконец, твердый олигархический режим, а пугает «возвратом олигархов», при расцвете коррупции и правовом самоуправстве говорится о «стабильности» и пугают возвратом «ужасных времен Б.Ельцина, распоряжаются гигантским «стабилизационным фондом», выражают беспокойство по поводу жизни населения, а на самом деле «обрезают» программы социальной помощи и так далее.


Между прочим, похожие недобрые тенденции начинают брать верх и в Литве – такое впечатление, что, являясь членом ЕС, мы идем проторенным российским путем.


Что можно сказать по этому поводу? Старая модель успешно продолжает действовать: чем яростнее отрицаются факты или обвиняются соседи, тем больше подозрение, что сами это делают и переадресовывают обвинения другим. Это является одной из составных частей российской политической культуры – и в нынешней России, и в Советском Союзе так было.
Хрестоматийный пример: скажите, когда Россия громко хлопнула дверью и ушла из ДОВСЕ? Когда военный контингент американцев фактически был выведен из Европы. Если я не ошибаюсь, в Германии осталось лишь две последние символические американские базы.


А сейчас публично заявляется, что Европа вооружается и представляет военную угрозу. Но на самом деле все наоборот. Американский контингент фактически выведен, Германия и Франция стремятся, насколько это возможно, ограничивать военные расходы, поскольку решают социальные и экономические проблемы. Потерю военной мощи НАТО компенсировали единственным способом – принятием новых членов. Но кто эти новые члены? Польша с Литвой. Поэтому серьезные военные специалисты смеются, что военную угрозу для России, наверное, представляет Литва со своими несколькими броневиками? Та же самая Польша не перевооружена по стандартам НАТО, у нее – старое советское вооружение. Правда, она приобрела немного новейшей техники, но это составляет лишь незначительную часть всего вооружения.


И все равно Россия кричит о военной угрозе и увеличивает ассигнования на военное вооружение. В последний раз официальный отчет, в котором были указаны и военные расходы, если я не ошибаюсь, был опубликован четыре года назад. С тех пор Россия этих цифр не разглашает.
Колосс военной промышленности опять начинает действовать. Ужесточается порядок призыва в армию, речь идет о необходимости расширять контингент в европейском подразделении.


Кажется, что в России – период стабильности, идут реформы. Но критики отмечают, что реально в этой стране социальные гарантии уменьшаются. Вопрос: куда плывут все деньги, получаемые за нефть и газ? О трате денег заботится круг приближенных лиц. Сколько-то отсыпается на социальные программы, но важнейшая часть выделяется на реализацию реваншистской риторики, так что это – не только пустая болтовня.


- Означает ли это, что Литве и другим странам Балтии угрожает реальная опасность?


- Что угрожает – это да. Откройте официальный орган Вооруженных сил России – газету «Красная звезда». Как там представляются страны Балтии? Даже если речь идет о выпадах террористов на Северном Кавказе, обязательно тут или там нужно впихнуть балтийцев. Например, нападение на военное подразделение в Ингушетии. Кто это сделал? «Как считается, ударники из Прибалтики». У нас такие вещи вызывают смех. Но если об этом пишут официальные издания, предназначенные для армии - это серьезный сигнал. А зачем вызывать и поддерживать напряжение? Объясняется, что мы – народ паразитов. Я всего лишь цитирую официальную газету российской армии! Мы – паразиты, иждивенцы, вечные должники. Оказывается, что к нам, как на какой-нибудь дикий запад, принесли цивилизацию, а у нас самих здесь ничего не было.


Социологические опросы в Литве показывают, что мы на Россию смотрим как на одно из самых дружественных государств. А каковы результаты подобных опросов в России? Центр социологических исследований «Левада» опубликовал результаты 2006 года: оказалось, люди нас считают одним из самых вражеских государств по отношению к России. По мнению жителей России, Литва в прошлом году была среди трех государств, которые больше всех нарушали права русскоязычного населения, мы обогнали «ужасную» Эстонию. Откуда берется такой образ? Так ведь нужно различать историческое прошлое и тенденции современности. Можно прогнозировать, чем это закончится в ближайшие десять или двадцать лет, но это уже тема отдельного разговора. Скажем так: есть достаточно серьезные сигналы и не нужно обманывать себя.
Но я лично считаю, что в Литве проблема России воспринимается неадекватно.


- Что вы имеете в виду?


- Ищут обычно там, где искать не стоит. Последний скандальчик, вызвавший буквально смех у народа, это когда представители одной известной торговой сети назвали своих потенциальных конкурентов по бизнесу агентами русских. По моему мнению, проводится, очень, мягко говоря, подозрительная сделка, которая нам всем очень дорого обойдется. И к этому же раздаются еще такие вот «патриотические» речи работников продовольственных лавок. Люди – не дураки, они без всяких комментариев понимают, что происходит.
Наконец, давайте посмотрим с другой стороны: здесь, в родном краю, проблем накопилось более чем достаточно. В первую очередь решать нужно их. А тогда и угрозы из-за границы, можно будет легче нейтрализовать. Если же в родном доме ничего не делается, да еще и вот так неоправданно разбрасываются «угрозами с Запада» - тогда понятно, почему народ возмущается. Повторюсь, в первую очередь надо следить за порядком в своем доме.


- В чем тогда, по вашему мнению, скрываются настоящие угрозы?


- Я считаю, что на такие темы некий интеллигент с журналистом за круглым столом вообще говорить не должны. Для этого есть специальные службы. Они должны заниматься своим делом.


А разговоры об угрозах. Они так и будут оставаться пустыми разговорами. Откройте интернет-сайт газового концерна «Газпром» и посмотрите, какие дочерние предприятия есть у него в Литве и какими объектами они управляют. Ведь это публичные тайны. Просто без комментариев.
Это не русофобский бред или пустые возгласы. Сухие факты. А вот разговоры работников продовольственных лавок, проворачивающих непрозрачные сделки, об «агентах влияния» среди их конкурентов превращают серьезную тему в недоразумение.


- Кремль активно использует для маскировки своих грехов или, как вы говорите, перенесения их на других, пропаганду. Только ли для внутреннего пользования она предназначена?


- Российское телевидение, которое транслируют в Литве, фактически все контролируется лицами, вышедшими из бывшего КГБ или близкими к Кремлю. Последний канал, который был задушен, - это «Рен ТВ».
Так что все каналы, начиная с «Рен ТВ» и кончая Первым государственным каналом, который власть никогда не отпускала из своих рук, известным в Литве как «Первый Балтийский канал», являются тем спектром, который предназначен для глупых аборигенов в «Прибалтике». По ним представляется парадная сторона России. Конечно, какое-то внимание уделяется местным событиям, сопровождая это выражением «братской» озабоченности, критикой недостатков, напоминанием о том, какие порядок и справедливость царят в России.


Как реагирует на это местная аудитория в Литве, Латвии и Эстонии, другой вопрос. Но, я считаю, если много раз повторять, что там – порядок и справедливость, то в конце концов появляются люди, которые начинают считать, что и в Литве также нужно вести дела.


Таким является «Первый Балтийский канал» - это предназначенный для нас пропагандистский рупор. Через него нам объясняют, что мы должны знать и сколько мы должны знать. Если вы поедете в Россию и включите канал «Останкино», то увидите несколько иную картину. Увидите, как там показывают нас, то, чего вы никогда не увидите на «Первом Балтийском канале», хотя телевидение – то же самое!


- Значит, цели внутренней и внешней пропаганды различаются. К чему же они стремятся в странах Балтии?


- Цели – долгосрочные. Во время майской встречи ЕС и России в Самаре, один из высокопоставленных российских представителей без лишней скромности заявил: «Наши соседи – наша добыча». Я не считаю, что это был тонкий джентльменский юмор. Чуть ли не делом моды стало заявлять что-нибудь радикальное. И довольно много людей, которые говорят, что реванш – не за горами.


- Ведь вы и сами писали об идеях «Третьего Рима» в России. Отражают ли цели российских властей эти идеи или они являются лишь бредом отдельных лиц?


- А сейчас представьте себе: член французского парламента издает футуристический роман, который, например, называется «Второй Рим» и в нем изображается, как Франция завоевывает большую часть мира, как французы сводят счет с немцами, истребляют их. Может ли такая книга быть издана во Франции? Позволит ли себе депутат парламента Франции, будучи в здравом (или даже не в здравом!) уме, издавать такую книгу? Какой может быть реакция общественности на это? Какой была бы дальнейшая карьера такого политика? Даже один из самых радикальных политиков Франции Жан Мари Ле Пен не позволял себе таких вещей и позволять не будет.


- Что тогда можно сказать о стране, в которой парламентарии издают такого рода книги?


- Что без одобрения политических правящих кругов такие вещи не делаются.
Конечно, можно говорить, что это – всего лишь еще один выскочка, который стремится к популярности и мечтает о хорошем гонораре за свое скандальное творчество. Но подобных книг – множество. Достаточно полистать такие творения, как «Главе Третьего Рима» Назарова или «Сверхчеловек говорит по-русски» Калашникова – картина складывается примерно понятная.
Конечно, можно говорить, что такие книги – всего лишь сотрясение воздуха, пустые крики недовольных людей. Но действия, которые последовательно предпринимает наш сосед с Востока, позволяют думать, что это – не только пустые слова. Руководители России – не те люди, которые покричат и ничего не сделают. Своих слов они придерживаются.

Комментарии (5)

  1. Согласен с предыдущим комментатором на 100 процентов.
    И когда вы откажетесь от ваших идиотских технических штучек? На Дельфи этого нет. Только у бзикнутого Нырко было.
    Я. Я. 6 января 2008 08:30 Ответить
  2. "...«Фактически проводится византийская политика – одно говорится, другое делается, а что у них в головах – никогда не раскроют. "

    Можно подумать, что в Литве проводится какая-то другая политика, отличная от (см. выше).
    Bighead Bighead 5 января 2008 20:37 Ответить
  3. В целом согласен с предыдущими ораторами.

    Автор выдаёт свой комплексы (неполноценности и др.) за серьёзный анализ современного политического положения в мире. И создаётся впечатление, что всю свою аргументацию он почерпнул из самых заштатных и провинциальных американских газетёнок.

    Отсюда - и местечковое мышление, и глубокомысленные намёки, и паузы, и закатывание глазок...

    Слабо и по-детски...
    Толян Толян 4 января 2008 19:38 Ответить
  4. Умная глубокая статья. Все же она свидетельствует и о неких заблуждениях автора, однако в отличие от русофобских статей других авторов заставляет думать и зовет к полемике. Нет ощущения манипуляций, а есть попытка понять процессы в России, хотя и это понимание зиждется, к сожалению, на некоторых стереотипах. Тем не менее, я не стал бы записывать автора в русофобы. Записал бы его в умные недруги России. В этом нет ничего страшного. А порталу - спасибо.

    Идите вы на хер со своей регистрацией. И что за идиотизм с кодом? На нормальных сайтах ничего этого делать не надо. Только у идиотов.
    Я. Я. 4 января 2008 18:28 Ответить
  5. "А сейчас публично заявляется, что Европа вооружается и представляет военную угрозу. Но на самом деле все наоборот. Американский контингент фактически выведен, Германия и Франция стремятся, насколько это возможно, ограничивать военные расходы, поскольку решают социальные и экономические проблемы. Потерю военной мощи НАТО компенсировали единственным способом – принятием новых членов. Но кто эти новые члены? Польша с Литвой. Поэтому серьезные военные специалисты смеются, что военную угрозу для России, наверное, представляет Литва со своими несколькими броневиками? Та же самая Польша не перевооружена по стандартам НАТО, у нее – старое советское вооружение. Правда, она приобрела немного новейшей техники, но это составляет лишь незначительную часть всего вооружения. "

    Не кажется Вапм уважаемый автор, что мягко выражаясь вы юродствуете?
    я бы добавил в этом контексте следующее:
    "А ратификация странами НАДО ДОВСЕ вообще похожа на вымогательство со стороны России, т.к. беднягам из Европы не хватает денежных средств на ратификацию, а США отняли последнее у своих пенсионером для ПРО в Европе, да и само ПРО предназначено исключительно для защиты России от Северной Кореи"
    GoldenFILL GoldenFILL 4 января 2008 13:21 Ответить
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.

Навигация